поиск 
   
   

ОБЗОРЫ     ГлавнаяОбзоры
 
Причины роста цен на ПВХ-сырье
 
 

Ключевыми факторами в формировании цен на продукцию являются: себестоимость продукта, уровень цен конкурентов, соотношение спроса и предложения. В этой статье хотелось бы коснуться одного из этих факторов - соотношение спроса и предложения, который в 2005 году стал причиной резкого  роста  цен на ПВХ-сырье.

К планомерному росту цен на товары и услуги уже давно привыкли российские компании и население страны. Инфляцией 12% в год и увеличением стоимости тарифов ЖКХ на 20% - уже никого не удивишь. Но к росту цен на ПВХ-сырье в среднем на 40% за последний год, трудно привыкнуть. Повышение цен почти в 2 раза, в течение последних двух лет с $800 до $1450 за тонну, вызывает панику на оконном рынке. Ведь ПВХ-С является основным компонентом для производства оконного профиля, а его доля в стоимости ПВХ-профиля составляет около 65%.

В связи со сложившейся ситуацией, у участников рынка возникают вполне логичные вопросы: «Сколько еще будет продолжаться рост цен на ПВХ-сырье? Как увеличение стоимости сырья отразиться на оконном рынке?» Отраслевым маркетинговым центром О.К.Н.А. Маркетинг было проведено исследование по изучению причин роста цен на ПВХ-сырье, для того чтобы определить возможности и угрозы развития оконного рынка в течение нескольких лет. Результат оказался достаточно оптимистичным.


Ситуация с ПВХ-сырьем

Основной причиной резкого роста цен на ПВХ-сырье - стало заметное превышение спроса над предложением. При имеющихся высоких темпах роста рынка пластиковых окон приблизительно на 27% в год, и увеличении потребления ПВХ-С на других рынках, производство ПВХ-сырья увеличивается гораздо более медленными темпами.

В результате спрос на ПВХ-С в 2005 году превысил объем российского производства приблизительно на 150 тыс. тонн, что составляет около 28% от объема потребления. Спрос на ПВХ-С покрывается за счет импорта, доля которого по неофициальным данным (с учетом продукции, ввозимой по «серым» схемам»), составляет около 40% от общего объема потребления.

Прогноз потребления и производства ПВХ-С,
Россия, 2003 – 2010 года

Вполне логичным шагом в этих условиях, предпринятым производителями ПВХ-С, стало регулирование спроса с помощью цены. Получается, что в 2006 году стоимость импортного сырья на мировых рынках стала ниже российского ПВХ-С. Если прибавить к стоимости импортного сырья еще доставку и уплату таможенных пошлин, то цена на импортное и российское сырье внутри страны, будет приблизительно одинаковая.     

Регулирование спроса одной лишь ценой не может покрыть дефицита на этом рынке. Сейчас мировой рынок не испытывает дефицита в ПВХ-сырье, так как Китай - основной потребитель этого сырья, открыл собственные производства. В связи с чем, поставщики сырья, например, из Южной Кореи, рассматривают другие рынки сбыта для своей продукции. Импортом сырья из Южной Кореи уже занимается компания LG Chem. Сырье будут поставлять также из Китая, такие компании, как Саянскхимпласт и Единая Торговая Компания. Других крупных поставщиков ПВХ-С в России пока нет. Повышение цен произошло так быстро, что продавцы еще не успели наладить стабильные поставки импортного ПВХ-сырья. Этой ситуацией воспользовались производители поливинилхлорида, установив более высокие цены на ПВХ-С, чем в мире, тем самым, получая дополнительную прибыль.


Специфика рынка

В статье речь идет только о ПВХ-С, так как применение, например, ПВХ-эмульсионного (ПВХ-Э) не затрагивает сферу оконного бизнеса. Количество производителей ПВХ-С в России ограничено - всего пять компаний. Среди них можно выделить три компании, которые доминируют на рынке: Саянскхимпласт (Саянск), Каустик (Стерлитамак) и Пласткард (Волгоград), которые занимают 90% российского рынка.


Доли российских производителей ПВХ – С, Россия, 2005



Для того чтобы понять причины: «Почему спрос превышает предложение? Почему до сих пор не появились новые игроки на активно развивающемся рынке?», – необходимо обратиться к особенностям производства ПВХ-С.

Так, производитель поливинилхлорида изначально зависит от: производителей хлора, а также производителей этилена или других производных из углеводородного сырья. После получения этих компонентов, из них получают винилхлорид, а из него, в свою очередь, получают поливинилхлорид. Опустим подробности химических процессов, которые осуществляются во время производства, и более подробно остановимся на поставщиках сырья для производства ПВХ-С.


Схема производства ПВХ-С



Хлор в составе ПВХ-С занимает 57%, его, в свою очередь, получают из поваренной соли, запасы которой в природе практически не ограничены. Как правило, производителями хлора – являются компании, которые входят в единую структуру вместе с производителями поливинилхлорида, поэтому с хлором у производителей не возникает проблем.

Производные из углеводородного сырья (газа или нефти), в основном получают из газа этана, из-за более низкой стоимости. Запасами этого сырья, как известно, наша страна обладает. Основными производителями этилена или производных из углеводородного сырья являются: Ангарский завод полимеров (принадлежит компании ЮКОС), Салаватнефтеоргсинтез (находиться в доверительном управлении Газпрома) и нефтеперерабатывающие заводы ЛУКОЙЛа и ЮКОСа, которые относятся к головным предприятиям.



Труднее всего в последнее время пришлось компании Саянскхимпласт. Так как у нее, в отличие от Каустик (г. Стерлитамак) и Пласткард, нет возможности задействовать альтернативных поставщиков сырья. Ангарский завод полимеров и Саянскхимпласт были построены во времена СССР, как единая структура, соединенная этиленопроводом - монопартнеры. Сейчас эти предприятия оказались в собственности разных хозяев.

Ограниченность объемов поставок этилена тормозит развитие производства ПВХ-С. Ведь основная доля российского этилена используется его производителями для собственных потребностей в полиэтилене и полипропилене. Эти сегменты экономически более выгодны для его применения. Вертикальная интеграция наблюдается между компаниями, добывающими и перерабатывающими углеводородное сырье. Тесных связей между производителями ПВХ-С и этилена нет, что сильно тормозит развитие этих сфер бизнеса.

Получается интересная ситуация: для того чтобы производители поливинилхлорида увеличили свои мощности, они должны либо уговорить своих поставщиков увеличить мощности, либо создать собственное этиленовое производство, а потом вложить дополнительные средства в расширение производства поливинилхлорида. «Длинные и дешевые деньги» - являются проблемой этой отрасли. Окупаемость инвестиций составит около 15 лет, а вложения в производство этилена составят приблизительно 500 млн. долларов, такие же инвестиции необходимы для создания производства поливинилхлорида. Вход на рынок также ограничивают различные административные барьеры.


Перспективы

Планы по расширению производств имеют практически все производители ПВХ-С, за исключением, Новомосковского Азота (Тульская область). Притом, интерес к этому рынку проявляют и некоторые производители этилена, которые сейчас применяют его только в упаковочной отрасли. При осуществлении планов по увеличению мощностей, дефицит сырья будет сокращаться, начиная с 2008 года, и будет покрыт к 2010 году с учетом роста оконного рынка.

Объемы производства ПВХ-С и планы по расширению, 2005 и 2010 год



* Реализация проекта приостановлена


В заключение

Говорить о грядущем коллапсе оконного рынка в связи с ростом цен на ПВХ-сырье, нельзя. Так как повышение цен на сырье в стоимости готового окна для частного потребителя отразится несущественно. Повышение цен составит около 5%, что не приведет к снижению потребительского спроса.   

Дальнейших скачков цен на ПВХ-сырье вряд ли стоит ожидать. Российские цены сейчас выше мировых, и этот уровень производители поливинилхлорида вряд ли смогут превысить, так как спрос в этом случае будет переориентирован на импортные поставки. Дальнейшее повышение цен на ПВХ-С будет происходить планомерно, следуя за ростом цен на энергоносители - нефть, и как следствие газ, так как при производстве этилена используется газ, а доля электроэнергии в себестоимости составляет около 70%.   

В отличие от рынка ПВХ-профиля, где цены изначально формировались от уровня мировых, рынок ПВХ-сырья уже существовал в России, правда, в плачевном состоянии после распада СССР. Слишком высокие темпы роста рынка, в какой-то момент опередили рост рынка сырья, а привлечение инвестиций в производство этилена и производство ПВХ-сырья совсем не быстрый процесс. В результате чего и произошли такие резкие скачки цен на ПВХ-С. Тот факт, что цены на российский ПВХ-С в 2006 году, выше мировых, говорит о том, что производители поливинилхлорида используют сложившуюся ситуацию в собственных интересах. Ведь целью любого коммерческого предприятия – является получение максимальной прибыли. Однако, подобная ситуация не может долго продолжаться, так как в любом случае, рынок все расставит по своим местам. Если есть спрос, значит, будет и предложение. Тем более что к 2010 году, в сфере производства и спроса поливинилхлорида, будет достигнут окончательный баланс.

Внимание! Использование материалов сайта "O.K.Н.А. Маркетинг" в печатных либо других информационных носителях возможно только со ссылкой на оригинал и для интернет ресурсов с установленной активной ссылкой на оригинал! В противном случае любая перепечатка материалов сайта является нарушением Федерального закона РФ от № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", так как представленная информация является интеллектуальной собственностью компании.


 
Внимание! Полное или частичное использование материалов сайта разрешается только с гиперссылкой на О.К.Н.А. Маркетинг!
   
   
  Контактные телефоны:
(495) 514-38-76
(495) 772-65-37


   

   

Copyright © 2006 O.K.N.A. Marketing
Все права защищены!
O.K.N.A. Marketing
Исследования рынка окон и светопрозрачных конструкций

  Разработка сайта art-work
& Intelligent System Design